30 июля 2018 года в Центральноафриканской республике были убиты трое российских журналистов - Александр Расторгуев, Орхан Джемаль и Кирилл Радченко. Они отправились в ЦАР, чтобы снять документальный фильм о преступлениях в этой стране сотрудников внештатного подразделения военной разведки РФ, более известного как ЧВК «Вагнер».
Кремль отказался признать результаты расследования. На протяжении 2018-2019. Следственный комитет РФ совместно с представителями российской военной разведки, командованием ЧВК «Вагнер» и жандармерией ЦАР фальсифицировали собственную версию гибели журналистов. В официальном отчете резюмировалось: «Журналисты были остановлены бандой вооруженных неустановленных лиц, которые их трусливо убили и украли часть их вещей».
Время идет, и общественный резонанс вокруг лживости официальной версии практически утих. Однако, у этой истории вдруг обнаружилось неожиданное ответвление, косвенно связанное с последними событиями в Республике Беларусь. Речь идет об одном из граждан этой страны. Ныне он активно пытается занять нишу в оппозиционном движении белорусского народа, но при этом предпочитает молчать, что на протяжении нескольких предыдущих лет являлся сотрудником структур Евгения Пригожина и был непосредственным свидетелем (участником?) операций ЧВК «Вагнер» в Африке, в том числе - фальсификации результатов гибели российских журналистов в ЦАР. Но прежде, чем назвать его, необходимо напомнить как именно стали известны фамилии лиц, причастных к убийству.
Откуда известны фамилии наемников ЧВК «Вагнер» в ЦАР?
Абсолютно все они имели опыт участия в боевых действия, а также убийств мирного населения в Украине и Сирии в составе ЧВК «Вагнер». Их персональные данные, включая номера личных «вагнеровских» жетонов, подробно зафиксированы на сайте «Миротворец» - Александр Заличев (М-0197), Сергей Гусев (М-0700), Владимир Вильдяев (М-1000), Игнат Минибаев (М-1005), Сергей Завадский (М-1313), Александр Сотов (М-5661) и др.
Гораздо меньше внимания в расследовании было уделено сотрудникам так называемой «администрации центральноафриканского представительства ООО "М-Финанс"», в первую очередь – переводчикам. Более того, установочные данные большинства из них были скрыты и до настоящего времени, а для нашего расследования это имеет первоочередное значение.
В чем ценность переводчика в ЦАР?
Лучшую презентацию миссии переводчика с французского языка в Центральноафриканской республике представил сам Евгений Пригожин. 20 мая 2021 года на широкий экран в РФ вышел снятый за его деньги художественный фильм «Турист», посвященный участию наемников ЧВК «Вагнер» в боевых действия в ЦАР. За 1,5 часа главный герой - переводчик с одноименным фильму позывным произносит лишь несколько фраз на французском, остальное же время беспрерывно стреляет.
В истории с убийством российских журналистов задачи переводчиков куда прозаичнее. С июля 2018 они непосредственно обеспечивали переговоры представителей ООО "М-Финанс" и офицеров жандармерии ЦАР, совместно фальсифицировавших результаты расследования. По свидетельству журналистов, подобные контакты исчислялись десятками. Учитывая
массовые преступления ЧВК «Вагнера» в этой стране, ставших достоянием гласности, роль переводчиков в улаживании подобных «инцидентов» с местными правоохранителями являлась практически бесценной.
Все это определяет «ценность» каждого переводчика. При чем, не только в качестве свидетеля, но как возможного соучастника российских преступлений в Африке. Именно поэтому мы решили восполнить пробел журналистов Центра «Досье» и назвать их поименно. Тем более, когда один из них сегодня может играть роль провокатора в среде белорусской оппозиции.
Фамилии переводчиков обретают плоть
Однако, наибольший интерес вызвал №6, указанный в штатном расписании ООО "М-Финанс" (коммерческого прикрытия ЧВК «Вагнер» в ЦАР) как «Парфененко Федор». Полные установочные данные этого гражданина Республики Беларусь – Парфененко Федор Анатольевич, 26.10.1976 г.р.
Попутно отметим, что Парфененко не единственный белорус из этого списка. Под №7 указан Бобинин Руслан Витальевич, 19.05.1967 г.р., бывший легионер «Французского легиона», убивавший в Украине в 2014-2015 годах уже в составе ЧВК «Вагнер», в феврале 2018 года попавший под удар войск США в сирийской провинции Дейр-эз-Зор и
ставший объектом нескольких информирований Службы безопасности Украины в 2018-2019 годах касательно совершенных им преступлений.
Но вернемся к Парфененко, ибо он – ключевой персонаж данного материала.
Кто такой Федор Парфененко?
Согласно открытых источников информации, Федор Парфененко закончил минское «Высшее профессиональное училище электроники». В 1994-2003 годах работал на различных промышленных предприятиях в Беларуси, России, Чехии, Франции. С 2003 – студент, а в дальнейшем преподаватель Минского государственного лингвистического университета. Параллельно, до 2012 года сотрудничал с «Белорусской телерадиокомпанией» (переводчик, ведущий, редактор).На протяжении следующих шести лет работал в московском бюро переводов «ТрансЛинк» .
Биография Парфененко так и осталось бы малоинтересной для широкой аудитории, если бы в 2018 году он не заключил контракт с ООО «М-Финанс», в рамках которого добровольно предложил свое знание французского языка бойцам внештатного подразделения российской военной разведки ЧВК «Вагнер» в ЦАР.
Но даже и в этом случае интерес к Парфененко ограничился бы пополнением базы «Миротворца» еще одним соучастником преступлений Кремля за пределами России, если бы в начале 2021 года он не задекларировал свое желание стать активным оппозиционным игроком на волне народных протестов в Республике Беларусь.
Федор Парфененко - оппозиционер
Три краеугольных вопроса для каждого белоруса – о фальсификации выборов Президента Белоруссии; о насилии белорусских правоохранительных органов в отношении оппозиции; о судьбе политзаключенных. И три ответа на них в исполнении Парфененко:
Мы не верим в искренность Парфененко. Более того, считаем лицемерием его рассуждения о «непропорционально жестоком насилии белорусских правоохранителей и незаконном преследовании простых людей, имевших смелость высказать свое несогласие с режимом Лукашенко». Человек, ранее обслуживавший незаконную деятельность внештатного подразделения российской военной разведки в Африке, вдруг оказался апологетом демократии? Так не бывает.
Его сотрудничество со структурами Евгения Пригожина в ЦАР продолжалось почти три года (в интервью завуалировано под «работу в Центральной и Северной Африке в 2018-2020»). В этот период преступления россиян в Украине, Сирии, Судане и Центральноафриканской республике уже вызвали огромный международный резонанс. Документальные свидетельства бесчисленных жертв мародерства и изнасилований, шокирующие кадры с обезглавливанием и сжиганием наемниками ЧВК «Вагнер» сирийских обывателей были растиражированы ведущими средствами массовой информации, включая и СМИ Белоруссии. Как и требования о необходимости создании международного трибунала по преступлениям подопечных Евгения Пригожина из ЧВК «Вагнер» и ООО «М-Финанс». Парфененко не мог не знать этой чудовищной правды. Его личные показания могли бы стать бесценным свидетельством для европейских и американских правоохранителей, но он предпочитает молчать. И настойчиво старается стать частью белорусской оппозиции. Вопрос: в чьих интересах?
В чьих интересах действует Федор Парфененко?
История противостояния Службы безопасности Украины и ФСБ РФ свидетельствует - российские спецслужбы на протяжении десятилетий систематически засылали (вербовали) агентуру влияния в среду украинских патриотических организаций. Цель проста - разложение изнутри и дискредитация вовне. Опыт царской охранки 1905 года, когда провокатор «поп Гапон» вывел жителей Москвы под расстрел на Красную площадь, давно и творчески освоен спецслужбами РФ. В качестве подобного провокатора может выступать именно Парфененко, вольно или невольно для него самого.
С точки зрения спецслужб, Парфененко – отличная фигура для выполнения подобной задачи. Его сотрудничество со структурами Евгения Пригожина (фактически – ГУ ГШ ВС РФ) и молчание о российских преступлениях в Африке – идеальная основа для шантажа. И сам Парфененко не может этого не понимать.
Мы не вправе категорично утверждать, что Парфенеко УЖЕ отрабатывает в Белоруссии заказ российских спецслужб. Но его лицемерие и укрывательство, а также же настойчивое желание войти в политику с бекграундом, отягощённым связями с Евгением Пригожиным, дают все основания для подобных подозрений. Оппозиция в Белорусии, чьи ряды сегодня чрезвычайно сильно прорежены арестами и вынужденной эмиграцией из страны наиболее пассионарных активистов, может получить удар в спину.
Сегодня только от Федора Парфененко зависит: останется ли он под постоянным подозрением, или действительно принесет пользу Белоруссии в освобождении от вассальной зависимости Кремля, свидетельствуя о российских преступления в Африке, включая обстоятельства убийства и фальсификации расследования гибели А.Расторгуева, О.Джемаля и К.Радченко.
Руководитель аналитической группы «УЦАБ»
Игорь Гуськов
Старший аналитик «УЦАБ»
Алексей Киряцев